10 Гру

Концепция современного журналистского образования дает возможность преподавателям и студентам сфокусироваться на особо значимых для них идеях и направлениях. Одной из таких идей в наших курсах, предназначенных для развития практических журналистских навыков студентов, является связь с местным сообществом.

Взаимодействие с местными организациями и предприятиями, персонами из секторов власти, бизнеса, общества – это не только репетиция для первого-второго курсов перед выходом на практику в «большие» СМИ. Известно, что общество устойчиво тогда, когда позитивные изменения происходят и на низовом уровне.   Вклад журналистов в эти процессы чрезвычайно важен.

В минувшем учебном году студенты второго курса осуществили практическую часть учебной программы в два этапа. Сначала провели мониторинг годового выпуска местной газеты «Бучанские новины», исследовав, как газета освещает социальные проблемы. По результатам мониторинга выявили предметное своеобразие, специфику жанров, источники информации в газете. Студенты отметили как положительные явления – отсутствие скрытой рекламы, точные заголовки и лиды, беспристрастность авторов, так и недостатки – отсутствие аналитических материалов, преобладание чиновников среди персонажей материалов.

После мониторинга в «Бучанских новинах» был осуществлен учебный выпуск. Работа над ним началась с поиска основной идеи. Группа рассмотрела альтернативные варианты и выбрала концепция выпуска – сотрудничество УГИ с местным сообществом, при этом целевая аудитория была определена как «активные граждане» Бучи. В соответствии с планом студенты написали интервью с руководителем хора УГИ, который дает концерты в городе; в жанре «портрет» был представлен студент – волонтер одной из общественных организаций Бучи; одна из заметок посвящалась «цифрам и фактам УГИ», в том числе взаимодействию института и города.

Последующие этапы работы – редактирование, макетирование – также были выполнены силами студентов. И хотя редакция «Бучанских новин» при окончательной верстке приняла не все находки студентов, выпуск стал этапом в реализации стратегической концепции.

Студенты осмыслили этот опыт в двух работах, позже опубликованных в научном сборнике. На традиционной научной конференции был организован «круглый стол»  «Формирование моделей сотрудничества УГИ с местным сообществом», на котором студенты-журналисты представили технологию и результаты взаимодействия с местным сообществом в сфере коммуникации.

В дискуссии, состоявшейся на «круглом столе» студенты говорили о своем знакомстве с реальной журналистикой и ее проблемами на локальном уровне.

В нынешнем учебном году та же группа уже третьего курса сделала собственный выпуск, который получил название «Бучанський равлик». Как обычно, были сформулированы разные концепции выпуска с учетом ресурсов института и возможностей студентов. При выборе темы соблюдалось обязательное условие – связь с местным сообществом. Отправной точкой для окончательного решения стало желание студентов открыть Бучу первокурсникам, которым обычно нужен не один месяц для того, чтобы познакомиться с городом.

В результате третий курс сделал выпуск по типу «городского гида». Гид, он же «Бучанський равлик», – это персонаж-журналист, который  приглашает первокурсников оторваться от сессии, прогуляться по городу. «Равлик» рассказывает о примечательных местах, а также знакомит первокурсников с общественными объединениями и группами по интересам в Буче.

В процессе подготовки материалов студенты проанализировали издания, сделанные по типу «городского гида», отметили теоретические и практические особенности этого направления журналистики.

Для выпуска «Бучанского равлика» применялась уже отработанная технология – каждый материал обсуждался в группе. Затем автор вносил правку и отправлял новый вариант на редактирование и верстку. Макет номера тоже рассматривала вся группа, добиваясь более полного соответствия содержания и формы.

Такая практическая работа приводит к тому, что студенты лучше понимают значимость открытых, свободных коммуникаций в локальном сообществе, делают учебные выпуски не только «для оценки», а для местной целевой аудитории в соответствии с ее информационными запросами.

Н.В. Хлебникова,

кафедра журналистики УГИ

Напишіть коментар