Полный зал, свет проектора, режиссер с микрофоном в руках глядит на слушателей. Чему он может нас научить? В чем состоит квалификация сценариста?
Сначала Алексей Мамедов рассказал о своем обучении в Мюнхенском университете кино и телевидения. Среди его выпускников — Вим Вендерс и Роланд Эммерих.
После выпуска Мамедов столкнулся с дефицитом хороших сценариев. “Это когда вы приходите на работу и уже обречены на неудачу. Вы уже плывете в корабле под названием “Титаник”. И я понял: чтобы быть успешным режиссером, нужно стать успешным сценаристом”. Алексей тогда снова углубился в книги и пошел в ученики к режиссеру Андрею Кончаловскому.
“У вас есть то же самое, мастера это учителя, а вы подмастерье, учитесь, повторяете. И в конце, для того чтобы стать выпускником, мастером, тебе нужно создать свой авторский сценарий. Создать что-то свое”.
“Для начала, – сказал он, – нужно много читать, перечитывать все, что у вас есть”.
Далее он спросил:
– Сколько книг вы читаете в месяц?
– Одну-две, – ответили студенты.
Потом последовал следующий вопрос:
– А сколько фильмов вы смотрите?
– Пять, семь, два.
Он отметил: “Мы живем в такое время, в такую эпоху, в которую очень много смотрим видео и телепродукции. Раньше такого не было, раньше можно было увидеть фильм один раз, и то в кинотеатре. Рекомендует для тех, которые собираются что-то писать — читайте сценарии. Чтение сценариев — это основное занятие сценариста, а второе — начать изучать английский язык.
Если вы не изучаете иностранный язык, то вы оторваны от мира, глухонемые. Однажды великий Гёте сказал такие слова: “Когда я изучаю иностранный язык, я лучше познаю? свой”.
В презентации Алексей дал ссылки на сайты, где можно скачать сценарии, а также призвал смотреть фильмы по этим сценариям, чтобы видеть, что из сценария не попало в кадр.
“Это первое, что нужно знать начинающему сценаристу.
Чтобы написать сценарий, нужно уметь пересказывать фильм. Сценарий — это не фильм, там другие законы, и первый закон — это все происходит в настоящем времени. Следующее – умение передать картину происходящего. И словами рассказывать всё что, мы видим”.
Чтобы погрузить аудиторию в работу, режиссер дал задание: за несколько минут написать сценарий короткометражного фильма. Пять минут спустя Юлия, студентка отделения журналистики, прочитала свой сценарий про маленького Карла, который познаёт мир. Затем начали анализ этого текста.
Мамедов: “К самой идее нужно задать три вопроса: кто главный герой? чего он хочет (цель должна быть конкретной, значимой)? и кто / что ему мешает?
Самым главным в сценарии является конфликт. “Конфликт – это две собаки и одна кость”.
Чтобы закрепить сказанное, Мамедов включил немой черно-белый фильм “Доберман”, который снял его друг по киноакадемии, и дал слушателям мастер-класса задание: найти в фильме конфликт.
Виктория Пивень