Студенты УГИ узнали: маринист Айвазовский писал картины не с натуры. Об этом поведала студентам философам-религиоведам гид Киевского национального музея русской культуры во время экскурсии 4 ноября. «Иван Константинович имел потрясающую память. Он подолгу смотрел на море, а потом в точности воспроизводил цвет волны в мастерской по памяти».
Созданный в 1923 году в доме, принадлежащем в XIX веке меценату и благотворителю Федору Терещенко, современный музей русской культуры вмещает восемнадцать залов, расположенных по историко-хронологическому принципу. Здесь представлены роботы мастеров-портретистов ХVІІІ века, этюды крепостных художников ХІХ века, великолепные пейзажи художников-передвижников и впечатлительное творчество русских художественных объединений.
Во время экскурсии студенты видели реалистические и точные произведения Шишкина И.Н.,
произведения Брюллова К.П. (знаменитого работой «Последний день Помпеи»), который был чудесным портретистом и деньги за продажу именно его портрета в 1838 году помогли выкупить Тараса Шевченка из крепостничества.
Поразили ярким, красочным изобилием работы русского художника Врубеля М.А., которые он создал, проживая в Киеве. Экскурсовод поведала историю портрета «Девочка на фоне персидского ковра»: «Отец девочки, заказавший эту работу, по неизвестным причинам отказался её покупать у художника. И благодаря тому, что племянник коллекционера Иван Терещенко увидел картину и приобрёл её, она попала в семейную картинную коллекцию».
Следует отметить, что сам дворянин Фёдор Артемьевич предусмотрел в своем доме зал для картинной галереи, которую открывал в XIX веке для простых мирских граждан бесплатно раз в неделю.
В зале, где во времена Терещенка располагался зимний сад, сегодня представлены картины Репина И.Е. Интересно подчеркнуть, что имея украинские корни (родился в харьковской губернии), этот разноплановый художник любил изображать в работах украинские национальные сюжеты.
Встречают посетителей музея и тонко выполненные скульптуры из мрамора, бронзы. Есть зал, в котором собраны работы из фарфора: разнообразные аристократические чашечки и блюдца, тарелки, выполненные на древнегреческий мотив, а также фарфоровые фигурки и карикатуры.
Важно, что в этом одном здании собраны залы, в котором представлены стили разных эпох. Здесь можно встретить и парадный золотой потолок, оформленный в стиле «барокко», и серебристую лепку в стиле «рококо», и стилизацию из красного дерева.
Татьяна Кривенко
Фото Вікторії Дех