Приймальна комісія +38 073 432 54 33 Секретар ректора +38 097 818 13 37

Феликс Понятовский: В Университете Гронингена в курсе экзегетики я учил студентов пользоваться компьютерными программами

Преподаватель  кафедры богословия, PhD,  Феликс Климентьевич Понятовский в ноябре 2014 – апреле 2015 гг. прошел полугодовую стажировку на факультете религиозных исследований в Университете Гронингена (University of Groningen) в Нидерландах. Возможность грантовой стажировки появилась в результате успешного участия в конкурсе проекта  ALRAKIS 2  в рамках известной европейской программы Эрасмус Мундус.

Страна, общество, город

– Говорят, когда туристы группой гуляют по чужой стране , они продолжают оставаться на родине. Вам пришлось путешествовать в одиночку. Это действительно обостряет восприятие новой реальности?

– Да, на этот раз я  был за границей без товарищей и  без семьи. Я хоть и с английским, языкового барьера не  чувствовал, но даже  не предполагал, что будет такое сильное чувство одиночества. Несмотря на то, что  случались и неформальные встречи, например, однажды меня пригласили  в кафе,  куда кафедра отправилась по поводу приезда профессора из США.  Вообще же мероприятий по стажировке минимальное количество,  большую часть времени ты наедине с собой и переходишь на новый уровень самоорганизации внутренней, и внешней жизни. Пожалуй, это было главным впечатлением  от последней поездки, т.к. заграницу я уже не раз видел и на Западе, и  в Азии.

– Тем легче можете сравнить и  уловить, какой дух витает на площадях и набережных: индивидуализм или сплоченность, дружелюбие или равнодушие, толерантность или нетерпимость?

– Мне ни разу не пришлось попасть в толпу,  массу,  собравшуюся для протеста.  Так что единение, сплоченность  на этой почве не  наблюдал. Массовые мероприятия, посвященные дню рождения короля или встрече Санта Клауса красочные, веселые, можно отметить, что уровень дружелюбия на них возрастает.

Обычная  улица  – это разрозненные люди, каждый по своим делам. Но, на мой взгляд, и наше общество индивидуалистично, так что индивидуализм особенно в глаза не бросается.

Отметил бы социальный гуманизм, который проявляется в самых разных ситуациях. Например, во время одной из поездок по железной дороге я оказался дважды нарушителем: сначала не отметился, когда делал длительную остановку, а потом сел в вагон более высокого класса. И сказал мне об этом контролер в поезде.

Ну, думаю, что же он со мной сделает?  Контролер спросил сидящую в вагоне единственную даму, не возражает ли она против моего присутствия,  и оставил меня на прежнем незаконном месте. Даже не оштрафовал.

– В Нидерландах и правда все на  велосипедах?

– Да, причем на непривычно высокой скорости. Я там тоже приобрел  велосипед. Поначалу опасался столкновений, потом научился гонять.

– Есть ли в Нидерландах проблема неудавшейся, как сейчас считают, европейской политики мультикультурализма?

– Не заметил. Гронинген вообще интернациональный город, и самый молодежный в Нидерландах  благодаря студентам. Студенты со всего мира, много китайцев,  арабов. В общем, сплошной мулькультурализм. Если к нему же отнести  продажу марихуаны, она открыто идет своим чередом. Можно даже различить специфический  запах  на улице от человека с сигаретой. На эту тему у меня был разговор с местным преподавателем, я допытывался, не подрывает ли легализация наркотиков  основы  нации.  Он мне ответил, что в стране идет мощная пропаганда здорового образа жизни, разъясняется вред марихуаны, так что ее потребителей среди голландцев мало, а курят, в основном, иностранцы.

– В каких городах и странах вам удалось побывать помимо Гронингена и Нидерландов?

– До других стран не добрался. Съездил в города Харлем, Лейден, Гаагу, Утрехт, Делфт, Амстердам. Среди достопримечательностей видел старые реформатские церкви, очень красивые и почти все пустые. Некоторые из церквей отдают под кафе, чтобы новые владельцы хотя бы содержали здание.

Университет Гронингена и факультет религиозных исследований

– Чем студент из Университета Гронингена отличается от студента УГИ?

– Там студенческая масса менее однородна. Например, на бакалавриате училась женщина-инвалид в возрасте,  которая была преподавателем в том же университете, но на  другом факультете. А потом ей по каким-то причинам понадобился факультет религиозных исследований.

– Расскажите, как комфортно нидерландским профессорам заниматься наукой.

– Главный комфорт – намного меньше аудиторных часов и остается намного больше времени для исследований.  У преподавателей, с которыми я общался,  нагрузка   меньше двух кредитов в семестр. Но у некоторых еще административные обязанности,  например, мой профессор занимался аккредитацией. Еще одна особенность – уж не знаю, комфорт это или дискомфорт – все преподаватели пишут заявки на гранты. Исследования финансируются на грантовой основе, причем бывают и длительные гранты на пять-шесть лет.
Очень удобно, что в университете есть специальная служба, которая вычитывает статьи на английском и проверяет ссылки, оформление, то есть выполняет гигантскую техническую  работу, помогает автору.

– О чем ваши статьи, написанные во время стажировки? Их удалось опубликовать?

– Я подготовил две статьи на английском. Одна – толкование книги Пророка Амоса.  В научной среде существуют разные мнения  относительно текста этой книги, часть исследователей указывает на заимствования. Я анализирую логику Пророка Амоса и делаю вывод о том, что текст везде оригинален.
Вторая статья посвящена книге Иоиля, в частности, известному эпизоду об атаке саранчи. Ученые давно ведут дискуссию о том, что символизирует этот образ. Я склонен считать, что речь идет о противоборстве Северного и Южного царств.

Статьи еще не опубликованы, но, главное, я понял механизм,  как попадать в англоязычные издания: надо делать рассылку в несколько журналов и не смущаться, когда приходят отказы.

– Ваш преподавательский опыт в Университете Гронингена?

– Прочитал на бакалавриате  факультета религиозных исследований в курсе экзегетики лекции о применении компьютерных программ для толкования и исследования текстов. Как ни странно, студенты там пользовались печатными версиями.- Удалось ли завязать контакты, которые могут привести к появлению новых академических  партнеров УГИ?- Контакты остались, можно продолжать диалог,  начавшийся в Университете Гронингена.

Интервью взяла Н. Хлебникова,
сектор проектов УГИ

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *